понедельник, 11 апреля 2016 г.

12 апреля - День космонавтики

Летит-летит ракета
Голубенького цвета,

А в ней сидит Гагарин,

Простой советский парень.


Претендентов на первый полет в космос в общей сложности насчитывалось двенадцать человек, включая и Юрия Гагарина. Так как решение Королева и его сподвижников было однозначным, все претенденты были летчиками – истребителями. Главный конструктор аргументировал это тем, что только профессиональные летчики такого уровня имеют необходимый опыт перепадов давления, перегрузок и стрессовых ситуаций в целом.
Отбирали космонавтов исходя из возраста от 25 до 30 лет, не выше 170 см ростом и весом до
72 кг, а так же с учетом психологических и медицинских параметров, адаптационных свойств организма, уровня реакции, выносливости и уравновешенности. Ну, и конечно же, при отборе нельзя было не учитывать членство в партии и положительные характеристики, ведь освоение космоса в СССР нельзя было поручить кому-то, кто не будет потом показывать всему миру правоту коммунистической партии. Почему такие требования к весу и росту? Все дело в мощности космического корабля «Восток».


Вот интересный факты о первом полете 

Факт №1

Юрия Гагарина до космического корабля сопровождали два дублера, а не один.
Юрия Гагарина сопровождали герои космоса - Герман Титов и Григорий Нелюбов. При этом Нелюбов был вторым дублером. Он не одевал скафандр в отличие от Гагарина и Титова, но был готов в любой момент осуществить полет.

Факт №2

Юрий Гагарин до полета в космос написал своей жене письмо, которое бы ей передали в случае катастрофы, но это письмо попадет в руки Валентины Ивановны Гагариной только 27 марта 1968 года, когда не станет первого космонавта.


Факт №3

Первый полет в космос Гагарина осуществлялся на космическом корабле под названием «Восток-1». Процесс управления производился в автоматическом режиме. Никто не мог гарантировать, что работоспособность космонавта в условиях невесомости будет сохранена. Однако на крайний случай герою космоса был передан специальный код, позволяющий переключить корабль на ручное управление.

Факт №4

Перед полетом было записано три обращения «космонавта к народу». Одно обращение записано Юрием Гагариным, еще два сделали Григорий Нелюбов и Герман Титов. Также, заранее было записано три сообщения ТАСС. Первое сообщение предназначалось на случай, если полет пойдет успешно, второе – о поиске космонавтов и третье – если произошла катастрофа.

Факт №5

Перед полетом в космос Гагарина с космическим кораблем произошло ЧП: как обычно проходила предстартовая проверка, но герметичный датчик отказал. До старта полета оставалось очень мало времени, а такая поломка могла отложить полет на неопределенное время.
Спас положение Олег Ивановский - конструктор «Востока-1». Вместе с рабочими он буквально за несколько минут открутили 30 гаек, отладили работу датчика и обратно закрыли люк. После этого проверка была успешной, и первый запуск прошел без каких-либо проблем.

Факт №6

Когда проходила заключительная стадия полета, Юрий Гагарин сказал следующую фразу: «Я горю, прощайте, товарищи!». Об этой фразе долго ничего не писали, но спустя время  ее все же опубликовали в прессе. Как известно, это был первый полет в космос, и никто не знал наверняка, что происходит с космическим кораблем, когда он спускается сквозь плотные слои атмосферы. Увидев бурлящее пламя сквозь иллюминатор, Гагарин предположил, что его корабль полыхает, и он погибнет через несколько секунд. На самом деле «пожар», как выяснилось со временем, оказался обычным явлением, который можно наблюдать при каждом космическом полете.

Факт №7

Всем известные кадры, на которых запечатлены переговоры Юрия Гагарина (из кабины корабля) и конструктора Сергея Королева (из командного пункта) – имитация, которая была сделана после полета. Конечно же, героев космоса никто не станет за это упрекать, ведь в тот момент им было совсем не до этого. А позже решили воссоздать хронику событий, попросив Королева и Гагарина повторить те слова, которые они говорили 12 апреля.

Факт №8

На корабле «Восток-1» не была предусмотрена возможность посадки космонавта непосредственно внутри спускаемого аппарата. Поэтому пилот должен был катапультироваться на высоте 1500 метров. Причиной этому было отсутствие двигателей мягкой посадки на кораблях «Восток». Еще одной причиной было опасение, что высокая температура попросту «заварит» люк.

Первыми землянами, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

В то же время Международная аэронавтическая федерация не соглашалась регистрировать полет в космос, осуществленный в СССР по той причине, что посадка совершалась вне кабины. Тогда советским представителям пришлось схитрить – они объявили, что космонавт приземлился внутри кабины. Лишь в 1964 году СССР признал официально, что это было не так. Вот такие вот герои космоса!

Факт №9

Пожалуй, наиболее волнующая общество тема, связанная с первым полетом в космос, - это надпись «СССР» на шлеме Гагарина. Дело в том, что этой надписи сначала не было, но потом неожиданно появилась. Возник резонный вопрос, каким образом она там появилась? Однако этот вопрос до сих пор не прояснился.

Известный летчик-испытатель и Герой Советского Союза Марк Галлай, в задачи которого входили тренировки первых космонавтов, в книге «С человеком на борту» пояснял, что надпись «СССР» нанесли на шлем в последний момент. Галлай рассказывал, что за 20 минут до старта вспомнили про шпионский полет американского пилота Пауэрса, и чтобы не спутали с диверсантом, пришлось нанести надпись. При этом шлем с головы Гагарина не снимался.

Однако на предприятии «Звезда», специализирующееся на изготовлении космических скафандров, предложили другую версию. Ветераны предприятия утверждают, что шлем был подготовлен заблаговременно, а надпись наносилась именно на заводе. Также они указывают фамилию человека, который выполнял эту задачу – Давидянц.

Факт №10

Интересных мелких подробностей о первом полете в космос было достаточно много, но наиболее запоминающейся стала история со шнурками. Когда Юрий Гагарин проходил по ковровой дорожке к Никите Хрущеву для доклада, были заметны развязанные шнурки. Между тем, эта деталь лишь усилила народную любовь к герою космоса.

Однако присутствовавший на церемонии Сергей Хрущев утверждает, что это были не шнурки. На самом деле подвела подвязка для носков. В то время носки изготовлялись без резинок, а на икрах носили специальные подтяжки, которые держали носки. В тот момент у Юрия Гагарина сорвалась резинка и металлическая пряжка била по ноге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий